Особенности доставки различных товарных категорий
Рассказывает Алексей Прыгин
генеральный директор Максипост
Специфика того или иного товара, продаваемого в онлайне, обуславливается множеством параметров – от требований к оформлению сайта до особенностей маркетингового продвижения.
Более того, после того, как покупатель нажал кнопку «заказать», головной боли у продавцов не становится меньше: затем товар надо упаковать, доставить и получить за него деньги. На этапе доставки особенности той или иной товарной категории не менее заметны, чем на этапе привлечения покупателя. Что общего у игрушек и косметики, холодильника и собачьего корма? В чем отличие одежды от обуви? Это важно знать и учитывать в работе.

Одежда и обувь
Первый совет для этих категорий касается упаковки. Есть такие, кто, например, доставляют
одежду в картонных коробках, а зачем? Если футболка или рубашка уже сложена в пакет, то
шансов помяться у нее одинаково – что в коробке, что без. На мой взгляд, если конечно речь не
идет о дорогих люксовых вещах, коробка для данной категории не обязательна. Одежду лучше
упаковывать в специальный пластиковый сейф-пакет – тот самый, который невозможно аккуратно
и бесследно вскрыть. Такой пакет идеально подходит для не склонных к деформации и
разрушению от ударов товаров – в том числе, для одежды, к тому же при желании его можно
брендировать.
Использование пакетов вместо коробок сэкономит интернет-магазину и деньги, и время.
Денежные расходы можно сократить за счет более эффективной тарификации по объему –
продавец не платит за воздух в коробке. А время выигрывается за счет скорости упаковки – у
сейф-пакетов она меньше, чем у коробок, которые необходимо ещё и собрать, и скотчем оклеить
(который, кстати, также может стать дополнительным источником расходов).
А вот с обувью ситуацию несколько иная. Здесь все зависит от того, насколько вам важна
оригинальная упаковка. Если вы и производитель, и продавец в одном лице, повреждение
коробки (например, в случае возврата) не помешает вам пустить эту же пару в оборот, так как вы
можете легко подпорченную коробку заменить на точно такую же. Смело пакуйте в пластиковый
пакет. Если же вы перепродавец и продаете чужой бренд, то пришедшая в негодность
оригинальная упаковка может сильно осложнить вам жизнь. А значит лучше перестраховаться и
не поскупиться на еще одну коробку, которая будет играть роль сейфа, оберегающего оригинал.
Но усердствовать с пятислойным картоном тоже необязательно – иначе стоимость упаковки
рискует перевесить размер прибыли.

Еще одна особенность одежды и обуви как доставляемого товара связана с индивидуальным
соответствием товара его заказчику
. Проще говоря – и то, и другое надо мерять. Сегодняшние
реалии таковы, что возможность примерки и частичного выкупа предоставляет уже подавляющее
число интернет-магазинов (это, кстати, особенность именно России – в западных странах все
ровно наоборот), а значит, отказавшись от этого сервиса, вы будете заведомо проигрывать
конкурентам.
Позволить себе продажу одежды и обуви без возможности примерки могут только
«каталожники», но у них другие козыри: высокая лояльность покупателей и низкие цены. Если вы
продаете не самые дешевые бренды, лучше этот сервис покупателям обеспечить. Но если вы все-
таки по каким-то причинам сомневаетесь – делать или не делать, учтите на всякий случай, что
отсутствие примерки и частичного выкупа должно быть обязательно компенсировано очень
простыми для покупателя условиями возврата товара и собственных денег – как на западе
(собственно, это и есть причина того, что люди там не заморачиваются примеркой: не подошло,
ну и ладно, быстро сдам, быстро получу деньги и куплю новое). Но в любом случае,
предоставляете вы этот сервис или нет, покупатель должен быть заранее в курсе. Если да – не
забудьте проинформировать его о том, сколько минут отводится на примерку. Если нет –
объясните, что у него есть две опции: или выкупить посылку, или отказаться от нее целиком.

Что еще нужно знать про одежду и обувь? У этих товарных категорий практически нет сезонности онлайн продаж. Наш опыт доставки показывает, что продажи и того, и другого в течении года идут равномерно – если не считать распродаж. Всплесков продаж не стоит ожидать и под Новый год, в нашей стране одежду и обувь на подарки почти не заказывают.

Игрушки и косметика
У этих категорий много общего. Что касается требований упаковки для них – коробки и только
коробки. Игрушки чаще всего заказывают в подарок, поэтому если оригинальная упаковка
помнется и потеряет товарный вид, покупатель может от заказа отказаться. К тому же
повреждение исключает возможность повторной продажи. У косметических товаров немножко
другая история: плохая упаковка с большой долей вероятности может привести к повреждению
самого товара: духи разбиться, крем выдавиться и т.д. А значит все это надо защищать от
внешнего воздействия особо тщательно, желательно – сначала в воздушно-пузырьковую пленку, а
уже потом – в коробку.

И для игрушек, и для косметики – в отличие от одежды и обуви, «частичка» на мой взгляд,
абсолютно не целесообразна. Практика показывает, что обычно покупатели даже и не думают о
такой возможности и выкупают в большинстве случаев весь заказ целиком. У игрушек и косметики
самый большой среди всех категорий процент выкупа. Игрушки не надо «мерять», а понюхать
духи, вскрыв упаковку, вам все равно не дадут. Покупатели обычно заказывают уже тот товар,
который они знают, и единственное, в чем им нужно убедиться – в его целостности. А значит для
этих категорий дополнительный сервис в виде возможности частичного выкупа избыточен. Зачем
сознательно понижать себе процент выкупа, предоставляя покупателям не востребованную ими
возможность? Нет спроса – нет предложения.

У косметики – так же, как и у одежды и обуви – нет сезонности, объем доставки по этим
категориям равномерный в течении года. Заметный эффект дают только распродажи с большой
скидкой, а особо успешными бывают те, которые проводятся в рамках всем известных,
ожидаемых и поддерживаемых на глобальном уровне «черных пятниц» или «бешенных
понедельников». Локальные распродажи, устраиваемые в другое время по инициативе интернет-
магазинов у себя на сайте, обычно проходят значительно скромнее.
У игрушек, помимо глобальных распродаж, всегда есть большой всплеск под Новый Год.
Цветы, вазы, собачий корм и холодильники
Что общего у всех этих категорий? Все это нестандартные с точки зрения логистики товары, а
значит их доставка связана с дополнительными усилиями, а зачастую, и головной болью. Все, что пачкается, бьется, плохо пахнет и не влезает в обычную машину для перевозки посылок, требует особого подхода, прежде всего, супер прочной и максимально безопасной упаковки.
Обычно заказчику – магазину, продающему нестандартный товар, выставляются дополнительные
требования к упаковке со стороны курьерской службы. Это касается хрупких, легко бьющихся
товаров, но не только. Мы как-то перевозили корма для животных, у них очень специфический
запах, и мы взялись за это при условии, что заказчик обеспечит такую упаковку, через которую
этот запах проникать не будет, чтобы не испортить другие посылки. А еще у нас был клиент
который продавал люстры, так вот, надежность упаковки проверяли путем падения посылки с
высоты двух метров, и люстра выживала!

С такими требованиями лучше справляются компании, которые специализируются на услуге
фулфилмента, – те, кто уже «набил руку» и освоил множество способов сохранить ценный груз:
они четко знают и во что завернуть, и чем зафиксировать, и какой наполнитель вложить
дополнительно и т.д. Я слышал, что одна из них приспособилась виниловые пластинки
упаковывать в … коробки для пиццы!

Крупногабаритный груз между городами лучше всех перевозят транспортные компании, но у них свои недостатки, о которых тоже надо быть в курсе: большинство специализированных
транспортных компаний не «дружат» со сроками. Они всегда возят сборные грузы и
заинтересованы в том, чтобы отправляемая ими машина была укомплектована полностью и не
отправлялась в долгий путь полупустой. А значит они будут ждать ровно столько, сколько нужно,
чтобы заполнить ее целиком. Еще одним больным вопросом при работе с транспортниками
является «последняя миля»: все водители четко знают, где расположен терминал, куда они
должны прибыть, а вот дальше никакие навигаторы им почему-то не помогают. В нашей практике
бывали случаи, когда последняя миля оказывалась длиннее, чем дорога из Москвы до
регионального центра! Так что заранее готовьтесь к затягиванию сроков доставки.

К нестандартным категориям относятся и цветы. Крупными партиями их доставляют редко, а с
доставкой мелких лучше справятся локальные сервисы экспресс-доставки, которые привозят
день-в-день – у них всегда достаточно на подхвате студентов, готовых забрать и отвезти букет по
месту назначения до того, как он завянет.

В общем, все как обычно: лучше, если пироги будет печь пирожник, а сапоги ремонтировать
сапожник. Так эффективнее и выгоднее для всех.
О компании МаксиПост
МаксиПост – один из лидеров российского рынка курьерской доставки для электронной торговли. Компания оказывает полный спектр услуг для интернет-магазинов, включая хранение на период доставки, согласования даты и времени доставки, доставку заказов до двери покупателя с примеркой и приемом платежа наличными и банковской картой.

Среди клиентов компании такие известные бренды как: ИЛЬ ДЕ БОТЭ, Groupon, Декатлон, Atlas for Man, Mascotte, Toy.ru, TV Sale, Respect, Красный куб и др.

Компания работает на рынке более 15 лет

Последние 5 лет оказывает услуги только для компаний, работающих на рынке дистанционной торговли

Ежедневная производственная мощность более 10 000 отправлений в день.


Прочитайте еще