HOW TO
Как оптимизировать региональную доставку?
Рассказывает Алексей Прыгин
генеральный директор компании «МаксиПост»
Сегодня доля регионов в общем объеме заказов у интернет-магазинов федерального уровня медленно, но растет. На Москву и Санкт-Петербург приходится порядка 70% от всех заказов, и 30% - на все остальные города и регионы. Этот показатель примерно одинаковый для всех игроков на рынке, кто работает с регионами. Многие эксперты прогнозируют, что баланс потихоньку будет смещаться от центра к регионам. Вместе с увеличением доли региональных заказов будет расти и объем расходов на региональную доставку, а вместе с ним и желание сокращать расходы. Все хотят одного и того же: чтобы было быстро и дешево.
Вопрос в том, как это правильнее сделать, чтобы не попасться на «бесплатном сыре». Какой вид доставки выбрать и на что ориентироваться помимо тарифов? Есть ли возможность сократить издержки, не прибегая к радикальным мерам – смене поставщика или сознательном снижении количества и качества сервиса для конечных покупателей?

Для начала нужно определиться со способом отправки заказов. В регионы посылки можно доставлять по-разному. Выбор, к счастью, есть. Если искать самые экономные с точки зрения тарифов варианты, в список попадают Почта России, транспортные компании и пункты вывоза заказов. Что нужно учитывать, выбирая эти каналы?
Почта России – в некоторых случаях дешевле, чем курьерские службы, но при этом количество и качество ее услуг пока еще «хромает» (хотя надо отметить, что за последние два года оно заметно выросло). Дополнительный минус – это определенные неудобства для получателя, которому, чтобы забрать посылку, приходится в рабочее время идти в ближайшее почтовое отделение и, вспоминая советские времена, стоять за ней в очереди.

Отправка заказов через транспортные компании – дешево при условии, если вы готовы закрывать глаза на сроки и брать на себя дополнительные функции по отгрузке товара. В основном, услугами транспортных компаний пользуются продавцы крупногабаритных грузов, так как деваться им некуда – курьерские службы обычно крупногабарит не доствляют. Что касается сроков: надо учитывать, что транспортные компании возят сборные грузы и не хотят отправлять машину в долгий путь полупустой, в итоге они ждут ровно столько, сколько нужно, чтобы заполнить ее целиком. Это часто приводит к затягиванию сроков доставки. Не менее остро стоит и проблема «последней мили»: из города в город по проверенным трассам они добираются быстро, а вот внутри города начинаются долгие блуждания. Наиболее дешевый и эффективный вариант для интернет-магазина при сотрудничестве с транспортной компанией – это самостоятельно отгружать товар и заказывать доставку до региональных пунктов самовывоза. Конечно, при условии, что вы готовы взять на себя отгрузку, а ваш покупатель – забирать свой заказ самостоятельно.

Пункты вывоза заказов (ПВЗ) тоже относятся к экономной категории доставки. Но здесь финальная экономика сильно зависит от категории товара. Если покупатель заказал что-то уникальное или что-то супер дешевое – то скорее всего он дождется своей посылки и не забудет дойти до пункта самовывоза, чтобы ее забрать. Если же товар рядовой, то доставка на ПВЗ обычно процент выкупа снижает: часто покупателям надоедать ждать заказ, и они идут и покупают аналог в соседнем магазине.

Доставка в постоматы и курьером стоят несколько дороже, но гарантии сервиса у них на порядок выше. Здесь выбор в большей степени на стороне получателя, и вопрос в том, готов ли интернет-магазин ему этот выбор предоставить. Экономия в случае выбора этих способов доставки тоже возможна и достижима. Каким образом можно ее обеспечить?
Для начала – выяснить, каким образом курьерская компания, к услугам которой вы собираетесь прибегнуть, работает с регионами. Обычно у тех, кто развивает доставку за пределами Москвы и Петербурга, есть три пути.

Первый – привлекать единого подрядчика. Это определенный риск, так как придется соглашаться на предоставляемый им уровень качества (а он не всегда высокий).

Второй – работать напрямую с множеством местных подрядчиков. У этой модели достаточно сложное управление и слабые возможности контроля. И наконец – открывать собственные филиалы. На сегодня это практически единственный путь обеспечить работу на нужном уровне качества. Например, в тех городах, где мы открываем собственные филиалы, процент выкупа вырастает с 85 до 95%. А это однозначная выгода для клиента.

Третий – это экономия на магистрали. Если магазину нужна доставка в регионы, то обычно на аутсорсинг он отдает все, весь процесс, просто потому что ему так удобнее и выгоднее. А основным поставщиком онлайн заказов часто выступает тот магазин, с которого все начиналось – и офлайн, и онлайн продажи. Так сложилось исторически: крупные ритейлеры, продающие как в онлайне, так и в офлайне, все заказы, сделанные через интернет, отправляли в регионы со склада центрального офиса в Москве или Санкт-Петербурге. Сейчас многие перестраивают свои бизнес-процессы и доставку производят уже со своих региональных складов – тех, которые ближе всего к покупателю. Это вполне разумно и материально обосновано: сокращения расстояний уменьшает сроки доставки, снижает конечную стоимость посылки для покупателя, а значит увеличивает конечный показатель процента выкупа и общий доход интернет-магазина.
Ощутимую экономию при доставке за пределы Москвы может дать правильно организованный процесс контроля прохождения посылок и наложенного платежа. Этого можно добиться, освоив и введя в обязательную практику работу со статусами посылок. Статус вещь далеко не формальная, как думают многие. Правильное формирование и использование статусов помогает интернет-магазину решать сразу несколько проблем, главное, - контролировать сроки доставки (срок магистрали и срок внутригородской доставки) и многие другие процессы внутри курьерской службы, например, срок передачи возвратов с момента его возникновения, срок перечисления денежных средств после доставки, правильности выставления тарифа. И главное – предпринимать своевременные меры в случае необходимости. Другими словами – не только влиять на судьбу конкретной посылки, но и воздействовать на показатели качества – те, которые вы определили и закрепили в договоре со своим логистическим партнером.
Еще одна возможность оптимизировать расходы на региональную доставку – это воспользоваться услугой страхования возвратов. Все знают, что при обычной тарификации интернет-магазины возвратные посылки оплачивают – тарифы могут быть разные в зависимости от поставщика услуг, но оплачивать приходится всегда. Чтобы сократить издержки на возвраты, ритейлерам приходится как-то прогнозировать их объем и распределять по статьям дохода – где-то стоимость товара увеличить, где-то доставки, кому-то зарплату сократить. Страхуя возвраты, интернет-магазин оплачивает только доставленные посылки, включая частично выкупленные заказы (фиксированный тариф плюс процент за доставку), а возвратные посылки не оплачивает вообще независимо от того, почему произошел возврат. По нашим данным, в зависимости от бизнеса продавца экономия может составлять от 5 до 20% от общих затрат на доставку. И это более чем существенно.
Ни один из перечисленных мною способов не является супер сложной задачей, решение которой отнимет у ритейлера массу сил и времени. Это вопрос знания своих возможностей, актуальности проблемы (может кому-то и не надо сокращать издержки!) и готовности приложить вполне разумные усилия для достижения ощутимого материального результата.Ни один из перечисленных мною способов не является супер сложной задачей, решение которой отнимет у ритейлера массу сил и времени. Это вопрос знания своих возможностей, актуальности проблемы (может кому-то и не надо сокращать издержки!) и готовности приложить вполне разумные усилия для достижения ощутимого материального результата.
О «МаксиПост»
МаксиПост – один из лидеров российского рынка курьерской доставки для электронной торговли. Компания оказываетполный спектр услуг для интернет-магазинов, включая хранение на период доставки, согласования даты и времени доставки, доставку заказов до двери покупателя с примеркой и приемом платежа наличными и банковской картой.
Прочитайте еще